Акустика или «Цифра»?
Мир сошёл с ума! Учёные создают роботов, играющих в футбол! Нужная вещь! Компьютерные аниматоры грозят оставить без работы дикторов ТВ, заменив их живые лица своими сублиматами. Не говорю уже о Гербалайфе. Съел горсть пилюль, запил водой — пообедал! Удобно, быстро, может, даже не вредно. Но — не Трапеза!… Это я о чём? Это я о велосипеде! Прекрасное изобретение, полезное! А вот – велотренажёр! Стоит в доме, нагрузку можно регулировать, грязи не бояться, и голову не надует. И что? Да хоть дубраву голографическую вокруг создай с запахом цветов из кондиционера, всё равно — не то! А, предположим, захотели вы заняться велоспортом и купили для тренировок велотренажёр: удобней же! Что скажет тренер, как думаете? То же, что и педагог по классу фортепиано в случае, если вы вздумали научиться играть на цифровом пианино. У него куча достоинств, скажете? Я вижу два: 1.Грузчики специальные не нужны. 2.Настраивать не нужно. Но настраивают фортепиано в среднем раз в году – невеликое разорение, а перемещают в пространстве и того реже. А вот недостатков множество. Но о них – ниже. А пока сформулируем несколько вопросов:
• Чем именно электронный аналог лучше (или хуже) акустического инструмента?
• Какой инструмент предпочесть, если такая необходимость возникла?
• Как выбрать пианино?
• Как его содержать и обслуживать?
В начале эпохи расцвета электронной музыки возникла дискуссия о том, не отомрут ли акустические инструменты под натиском электронных имитантов. Казалось бы, удобно, относительно дешево, а звук извлечь можно, какой пожелаешь. Не вдаваясь в технические подробности о том, как «прошиваются» сэмплы, можно сказать, что, действительно, выбрав программу, вы извлечете из своей «игрушки» звуки конкретного, может, уникального акустического инструмента. Но нажимаете вы все равно условную кнопку (хотя часто и хитрую, оснащенную динамическими датчиками). То есть клавиша распознает силу удара, и машина выдает соответствующей громкости звук (а о тембре и говорить нечего — возможности безграничные).
Но «тушЕ», то есть пальцевое ощущение — совсем не адекватно традиционной механике. Я говорю о так называемом «нахдруке» — термине, известном в большей степени настройщикам, чем музыкантам. Проще говоря, в момент возврата молоточка в движении клавиши ощущается едва заметный «срыв», за которым клавиша опускается еще примерно на 2 мм в свободном ходе.
Для пианистов этот момент чрезвычайно важен. Увеличь этот параметр — клавиатура «потеряет» в глубине и динамических свойствах, уменьши — станет вязкой, неудобной. Осмелюсь утверждать, что ни один электронный клавишный аналог не располагает такими возможностями, включая и последние модели, в которых клавиши висят центрами на штифтах, как в традиционной механике.
Существует еще один «сакральный» аспект. Между пальцами исполнителя и звучащей струной, скажем, рояля посредник один — деревянный, проверенный временем механизм, как говорится, простой и честный. Музыкант привыкает к ощущениям, начинает чувствовать свой инструмент, как бы сживается с ним, и возникает невидимая связь (звук как продолжение пальца пианиста). Эту связь иногда чувствуют сидящие в зале слушатели. Более того, они включаются в этот контакт, возникает уже связь между исполнителем и залом. Ее нельзя измерить или объяснить, ее можно только почувствовать. Меня поймут те, кто бывал на «живых» концертах великих исполнителей. Когда же посредников становится слишком много (электронные схемы, процессор, модулятор, усилитель, и т.п.), эта связь рвется, музыка «мертвеет». Я имею в виду, конечно, не музыку вообще, то есть не всякую музыку. Ибо, как говорил известный персонаж Ильфа и Петрова: «Кому и кобыла невеста».
Что же из этого следует?
Во-первых, классические музыканты остались верны своим акустическим инструментам, а фортепианостроение по-прежнему занимает свое место и прекрасно развивается, не вступая в конкурентную борьбу с производством цифровых собратьев. Электронные же музыкальные инструменты заняли свою вполне обоснованную нишу, а упомянутая выше дискуссия сама собой прекратилась. Все остались при своем…
Конечно, в задачу МКИМ не входит тиражирование Кисиных или Мацуевых. Это, скорее, прерогатива Бога. Но поставить руку, научить чувствовать инструмент, выражать эмоции посредством исполнения музыки — вполне возможно, что и пытаются делать наши уважаемые педагоги. При одном условии: вы занимаетесь на фортепиано, а не на «Цифре»! Повторюсь — руку вам на цифровом пианино не поставят!!! Если приведённые выше доводы вас убедили, и вы решили приобрести пианино, то предстоит ответить на следующие вопросы:
Какое выбрать? Отечественное или импортное? Новое или подержанное?
Как ни странно, здесь напрашивается аналогия с покупкой автомобиля. Отечественное фортепианостроение очень похоже на отечественное же автомобилестроение. Очевидно, лучше купить подержанную (до известной степени) иномарку, чем новую «Ладу». Да простят меня патриоты и приверженцы российского автопрома.
Наиболее надежными и долговечными являются пианино чешского производства, благо в советские времена их было завезено немало. Это инструменты фирм Petrof, Weinbach, Rosler, Sholze.
Немецкие пианино тоже хороши, но уступают в плане прочности и часто несут в себе большие проблемы (я имею в виду малогабаритные инструменты времен ГДР: Ronisсh, Geer, Zimmermann и т.п.) О довоенных пианино разговор особый. Немецкие фортепиано 10-30х гг. ХХ века можно отнести к разряду раритетов. И хотя доведение их до ума может стоить приличных денег, они того стоят. Впрочем, цена за полный ремонт и реставряцию может оказаться ниже, чем стоимость нового, даже отечественного пианино.
Чтобы уж совсем не обижать отечественного производителя, надо сказать, что для начала вполне можно обойтись нашей «Лирикой», «Зарей» и т.п. Главный аргумент — их невысокая цена на вторичном рынке. И дело не в том, что качество их совсем уж «никакое». Просто выпущено их было во времена СССР очень много, а нынче предложение опережает спрос.
Многие отдают пианино даром за ненадобностью. И вот здесь нужно быть внимательным. Не клевать на дешевизну, а то может дороже обойтись. Профессиональные грузчики несут пианино вдвоем легко и с улыбкой. А вот самостоятельно вынести его на помойку (если оно окажется рухлядью) проблематично, а деньги за это платить жалко.
Так как быть? Ответ простой: не брать, что красиво, а смотреть, что внутри. Правда, здесь вам понадобится консультация специалиста.
Если вы уже приобрели пианино, очень важно, куда вы его поставите. Категорически нельзя ставить инструмент вблизи отопительных приборов, на прямых сквозняках, у внешних стен (особенно в домах из литого бетона). Лучшее место — дальний от окна угол, но не на линии «дверь-окно».
Большое значение для строя инструмента имеет влажность воздуха. Оптимальные условия — это музейные 60% влажности. Но постоянно соблюдать это значение нереально. Поэтому следите за тем, чтобы, особенно в зимнее время, влажность не опускалась ниже 40%. Можно поддерживать ее с помощью искусственных увлажнителей, а также естественных, т.е. цветов или аквариума. Что касается пресловутой банки с водой внутри пианино, это разговор особый. Лучше, конечно, обойтись без нее. Но рассушенный однажды инструмент, как «водяной наркоман», будет в ней нуждаться почти постоянно.
Что касается настройки пианино, то ее периодичность зависит от того, насколько инструмент стабильно держит строй, как интенсивно он эксплуатируется, а также от состояния окружающей среды, о чем уже говорилось. В среднем, общепринятые нормы — 1-2 раз в году при занятиях около 2х часов в день. Впрочем, это индивидуально.
Заканчивая эту статью, хочу поделиться личным опытом. У меня есть полнооктавная Yamaha c достойным набором звуков и встроенным секвентором. Иногда я прописываю кое-какие аранжировки, несложные мелодии, песни. Но когда я хочу поиграть, как говорится ,«для души», я сажусь за свой старенький PETROF, и… Уверяю вас, на «электронике» так не получится. Душа не поёт!
Фортепианный мастер
Константин Малинин
(495) 786-49-50