Московский Колледж Импровизационной Музыки Частное учреждение дополнительного образования

Митропольский Михаил Михайлович

Джазовый обозреватель, радио и телеведущий. Член Московской и Международной Ассоциации джазовых журналистов (JJA). Около 40 лет занимается исследованием джазовой музыки и пограничных музыкальных явлений. По образованию физик, научный сотрудник Физического Института РАН.

Родился в Москве 6 января 1950 года. С детства мечтал быть дворником, шофером и летчиком. В юности вместо музыкального образования слушал много музыкальной классики при помощи электрофона «Юбилейный». С целью реализации детской мечты в 1967 году окончил 2-ю математическую школу при МГУ и поступил в Московский Инженерно-физический институт на специальность квантовая радиофизика. Но именно в этом году начала свою деятельность первая в Москве Школа джаза МИФИ под руководством доцента МИФИ Юрия Павловича Козырева. Такое совпадение не могло оказаться случайным, и судьба начала упорный перевод стрелок интересов Митропольского с космологических проблем в джазовую сферу. На первом этапе он опробовал себя в вокальном ансамбле. По контрасту с собственным творчеством полюбил джаз, что не помешало ему отдать космической физике более двух десятков лет. Будучи научным сотрудником ФИАН, в 1978 году начал читать лекции сначала по истории, а затем и по стилистике джаза в Экспериментальной студии эстрадной и джазовой музыки, в которую превратилась Школа джаза МИФИ. В настоящее время курс Митропольского занимает 2 года, а студенты Московского колледжа импровизационной музыки вынуждены сдавать по нему экзамены и писать серьезные курсовые работы.
С 1979 года начал вести концерты джазовой студии и в течение десяти лет, пока джазовая студия располагалась в ДК «Москворечье», был ведущим всех концертов и фестивалей. Постепенно расширяя географию концертных залов, стал представлять музыкантов в многочисленных московских концертах, в других городах России. В последние полтора десятка лет приглашается для ведения концертов и фестивалей в разные города России, Украины, Белоруссии, Молдовы, Литвы, представлял Россию в Норвегии, Израиле.
С 1989 г., обуреваемый просветительскими идеями, Митропольский начал вести передачи на различных московских радиостанциях. Первые эфиры вышли на 1-программе Всесоюзного радио в рубрике «Собеседник» и назывались «Золотые годы джаза». С этого момента и по сегодняшний день авторские интересы диффундируют от джазовой традиции к менее популярным и более изощренным направлениям современной импровизационной и композиторской музыки. Но путь этот занял не одно десятилетия, и за это время программы Митропольского выходили на радио «Юность», «Возрождение», «Радио 101», «Открытом радио». Самыми долговременными проектами оказались авторская программа «Джазовая панорама» на радио «Маяк» (10 лет) и выходящие в эфир в течение 8 лет еженедельные двухчасовые программы «Соло для джаза» на радио «Надежда», переместившиеся затем на радио «Говорит Москва». Эти проекты вызвали к жизни клуб радиослушателей, встречи участников которого происходили в «оффлайне».
С января 2000 года на «Радио России» начала свое существование программа «Под знаком джаза», которая к концу того же года плавно преобразовалась в еженедельную передачу «Бесконечное приближение», порвавшую жесткую связь с джазом и регулярно ломающую межвидовые музыкальные перегородки под лозунгом «поиска истины». И поныне по субботам в 00-10 на «Радио России» Митропольский позволяет себе глумиться над устоявшимися взглядами на музыкальное устройство.
В течение нескольких лет Митропольский был автором и ведущим еженедельной программы «Джаз и не только» на TV-канале АСТ, затем на канале «Рамблер-телесеть». 126 выпусков этой передачи содержат обширный концертный материал московской джазовой жизни, снятый в первые годы 21-го века.
С 2000 года Митропольский около трех лет был Арт-директором издательской компании ДИАЛОГ-МЬЮЗИК, которой удалось выпустить 45 оригинальных релизов компакт-дисков не только джаза, но и world music, new age.
В начале 90-х годов Михаил Митропольский прекращает активную научную деятельность и полностью уходит в джазовую журналистику, чему особенно способствовало появление интернет-портала www.jazz.ru и журнала «Полный джаз», обозревателем которого он и становится. Кроме интернет ресурсов, печатается в журналах «Джаз.Ру», «Джаз-квадрат», «Джаз-Арт», «Ять», «XXL», газетах «Независимая», «Вечерний клуб» и др. В свое время был одним из инициаторов создания Московской Ассоциации джазовых журналистов, членом которой и является, равно как и членом Российского и Международного союза журналистов.
В 1998 году участвовал в создании оригинального музыкального проекта «Второе приближение» (лидер Андрей Разин), сочетающего импровизационный подход с глубоким композиторским мышлением. Митропольский продолжает сотрудничать с этим проектом, одним из немногочисленных российских коллективов, представляющих на отечественной и европейской сцене не рутинный, а оригинальный путь развития джаза и импровизационной музыки. На основе деятельности «Второго приближения» весной 2004 года возник проект Московского Международного дома музыки «Европейский джаз – XXI век», художественным руководителем которого стал Михаил Митропольский. В 2007 году начат цикл «Импровизация нового века» в Еврейском культурном центре в Москве.

МКИМ в соцсетях
  • inst
  • VK
  • fb
Наша АФИША