Московский Колледж Импровизационной Музыки Частное учреждение дополнительного образования
  • +7 (495) 514-82-13
  • +7 (499) 612-14-70
  • +7 (499) 612-13-46
  • Пн-сб с 12-00 до 21-00

Нейрональные субстраты свободной импровизации — Введение, часть 2


Так как музыкальная импровизация – крайне сложный вид человеческого поведения, мы решили, что это явление необходимо исследовать с применением подходов, которые ограничиваются условиями эксперимента, а также обладают высокой экологической валидностью (как утверждают Берджесс (Burgess) и коллеги, см. [18, 19]). Поэтому мы разработали следующий подход – профессиональные джазовые пианисты импровизируют на компьютерной клавиатуре во время получения изображений, сольно и под аккомпанемент джазового квартета – для проверки перцептивных и двигательных характеристик исполнения. Шесть высокопрофессиональных джазовых музыкантов прошли сеансы функциональной МРТ (3 Тесла), во время которых они играли на неферромагнитной клавиатуре, разработанной специально для использования на сеансах функциональной МРТ (рис. 1, верхний). Так как музыкальная импровизация включает в себя широкий диапазон мелодических, гармонических и ритмических инвенций, которые сами по себе с трудом поддаются контролю (с сохранением музыкальной целостности), мы разработали два подхода, один из которых относительно простой (который мы назвали «Гамма» (Scale)), а другой более сложный (мы назвали его «Джаз» (Jazz)). В обеих подходах использовались управляющие музыкальные задачи, задуманные с целью объединения одинаковых сенсомоторных контуров, а также исполнения заранее заданного, выученного наизусть музыкального произведения.
В условиях подхода «Гамма” (Scale) (далее ScaleCtrl) музыканты играли однооктавную гамму до-мажор четвертными нотами. В условиях импровизации гаммы (далее ScaleImprov) музыканты играли импровизированную мелодию, но были ограничены использованием только четвертными нотами гаммы до-мажор в пределах одной и той же октавы. В рамках подхода «Джаз» мы ставили перед собой цель воспроизвести все музыкальное богатство исполнения джаза. Музыкантов попросили выучить оригинальную джазовую композицию (Рис. 1, нижний левый) за несколько дней до исследования. В условиях подхода «Джаз» (далее JazzCtrl) музыканты исполняли композицию под предварительно записанный аккомпанемент джазового квартета. В соответствующих условиях импровизации (далее JazzImprov) музыкантам предоставили возможность импровизировать, используя структуру аккордов композиции и аккомпанемент в качестве основы для импровизации.
Все ноты записывались с использованием MIDI-технологии (цифрового интерфейса музыкальных инструментов). Результаты полученных измерений – общее количество, скорость и диапазон нот и движений рук / пальцев – статистически обрабатывались в автономном режиме. Таким образом, можно сопоставить двигательную активность и низкоуровневые акустические характеристики для каждого из подходов двух разных видах условий. Единственное различие заключается в том, что в одних условиях музыканты исполняют заранее выученную мелодию, а в других — импровизированную (см. Audio S1, Audio S2, Audio S3 и Audio S4 в разделе «Дополнительная информация»). Сравнение данных подходов позволяет изучить не только сущность творческой активности (в данном случае, специфику музыкального творчества во время импровизации) но и, что еще важнее, нейронные корреляты когнитивного состояния, в котором развивается спонтанная творческая деятельность.

Продолжение: Нейрональные субстраты свободной импровизации — Введение, часть 3

Наши НОВОСТИ
  • История Джазового Исполнительства 24 декабря в 18-40 в Садовниках. Лектор Митропольский М.М.
  • Дни открытых дверей В декабре приглашаем вас посетить бесплатные, ознакомительные уроки игры на бас-гитаре для начинающих, продвинутых и профессионалов. Наши педагоги, Юрий Андреев, Александр Гайдук и Олег Добронравов расскажут вам о наших методиках обучения игре на бас-гитаре, импровизации и работе в ритм секции. Запись по тел. +7 (495) 514-82-13 или отправьте заявку!
  • СТУДИЯ ЗВУКОЗАПИСИ! На Каширском шоссе! 6VDErseRPqA
Наша АФИША
  • афиша 18.12.17
  • ."\n".