Юрий Павлович Козырев
Козырев Юрий Павлович родился в Москве, в роддоме Грауэрмана (появиться на свет именно там, почему-то считалось тогда «престижным») 22 марта 1933 года. Отец, Павел Иванович, родом из деревни под Ржевом, учился на рабфаке, а затем окончил МВТУ им. Баумана и стал на всю жизнь инженером, крупным чиновником в «оборонке» и доцентом МВТУ. Мать, Елена Алексеевна, москвичка, нянчила детей, домохозяйствовала, «играла на роялях». Такое сочетание инженерии с музыкой, видимо, сказалось на психике ребенка и, возможно, именно по причине такой смешанной атмосферы в доме в детские годы, вся дальнейшая жизнь Козырева пошла-покатилась по двум колеям: точные науки и музыка… В возрасте пяти лет Юру стали обучать игре на фортепиано. Учительница — Елизавета Адольфовна Ульбрих, чистокровная немка, представительница музыкальной династии, занималась с ним вплоть до лета 1941 года. Дальше — война, эвакуация вместе с артиллерийским заводом отца в Томск, где ни о какой музыке не могло быть и речи… надо было просто выжить.
Отец всю войну оставался в Москве, будучи членом Госкомитета оборонной техники. Он занимался также разработками новой военной техники, известен его вклад в создание кумулятивных снарядов и знаменитой «Катюши». В марте 1943 года семья вернулась из эвакуации. Москва жила на удивление мирной жизнью, хотя еще не было Курской битвы, а впереди, как известно, предстояло два года войны. Удивительно, но Е.А.Ульбрих не подверглась никаким репрессиям, и занятия с ней были продолжены. В сентябре Юрий поступил в третий класс школы, где преподавала его учительница, а в 1947 году с отличием закончил ДМШ №1 имени С.Прокофьева. Правда, последние два года Козырев был «откомандирован» в руки известнейших в музыкальных кругах педагогов из училища при консерватории. Это были Аврелиан Григорьевич Руббах (ф-но) и Вера Георгиевна Жаданова (усиленное сольфеджио и гармония). Надо заметить, что последняя вообще отсутствовала и, к сожалению, отсутствует в учебных планах обычных ДМШ по сей день. Так или иначе, но на мраморной доске «золотых» выпускников послевоенных лет в ДМШ имени Прокофьева под номером 1 высечено: «Козырев Юра, 1947 год».
Обучение у В.Г.Жадановой дало неожиданный «побочный» результат: Юра стал импровизатором… приобрел навык играть все, что вздумается, не прибегая к нотам. В общеобразовательной школе он с упоением играет в школьном театре, пишет музыку к спектаклям и вообще в старших классах становится весьма популярной личностью, как пианист-импровизатор.
В 1951 году Юрий Козырев оканчивает школу с золотой медалью и поступает в МИФИ.
Параллельно с музыкальными занятиями, с детских лет он самозабвенно занимается авиамоделизмом, радиотехникой, а в 12 лет садится за руль отцовского «Опель-кадета» и осваивает мотоцикл «Wanderer», присланный ему из Германии родственником отца. Эти обстоятельства на всю жизнь приковали Юрия к колесам. В 16 лет, получив «права», он стал кроссменом в команде клуба юных автомобилистов (был такой в те времена); многократно участвовал в Чкаловских и Ворошиловских кроссах, затем вошел в состав команды спортклуба МИФИ, где «дослужился» до второго спортивного разряда.
Пятидесятые годы (в памяти многих — время «стиляг»), не могли не сказаться на музыкальных пристрастиях нашего героя. Участие в институтской самодеятельности уже не удовлетворяло его, и в 1957 году, накануне окончания ВУЗа, он создает свой первый диксиленд из студентов, который был известен как «первый состав Козырева» и просуществовал девять лет.
В эти же годы Юрий Козырев создает в МИФИ второй, а затем и третий составы диксилендов. Первый состав, в котором он являлся и руководителем, и аранжировщиком, и пианистом, был хорошо известен в джазовом мире Москвы. Именно этот диксиленд участвовал в первом в столице мини-фестивале в кафе «Молодежное» — тогдашнем «джаз-кафе», работавшем под неусыпным взором МГК ВЛКСМ. (Тот фестиваль назывался просто и незатейливо: «Джаз-62».)
Позже из этих трех диксилендов был создан первый биг-бэнд Козырева. Как не было в СССР готовых аранжировок для его диксилендов, так их не было и для биг-бэндов. Все приходилось «снимать» на слух с записей или грампластинок, благо подготовка по сольфеджио была первоклассной.
Выступал оркестр и тут, и там, в каких-то джаз-клубах однодневках, и в более стабильных местах, таких, например, как джаз-клуб кафе «Печора» на Новом Арбате.
Много было в 60-70-е годы джазовых начинаний, имевших целью каким-то образом объединить джазовых музыкантов, но все они рушились и распадались, где по идеологическим, где по экономическим причинам. Юрий Козырев был тому не только свидетелем, но и участником, поскольку постоянно входил в состав бюро и правлений всяческих, как теперь ясно, обреченных на крах начинаний и организаций.
В 1967 году наступил «кризис»: руководитель оркестра потерял терпение в работе с малограмотными самодеятельными музыкантами и пришел к выводу о безусловной необходимости специального обучения молодежи. В результате в сентябре 1967 года начала работу «школа джаза МИФИ», первыми преподавателями которой стали Юрий Козырев и Герман Лукьянов. В 1969 году оркестр школы участвовал в первом фестивале студенческого джаза в МВТУ им. Баумана. Председательствовал в жюри Ю.С.Саульский, который во время обсуждения выступлений сказал, что впечатление от оркестра Козырева такое, «будто кто-то у себя на кухне сделал дредноут…и вот он, на удивление всем, плывет, маневрирует как настоящий!..»
В 1970 году Козырев организует свой первый московский джазовый фестиваль в актовом зале онкологического центра АН СССР, в котором участвовали девять ансамблей из различных джаз-клубов, три малых состава и оркестр школы джаза МИФИ. К этому времени в школе уже работали Алексей Козлов, Игорь Бриль, Валерий Буланов. Школа росла и крепла.
Работой студии весьма интересовался Леонид Осипович Утесов, в особенности работой с детьми. Огромным подарком был визит Л.О.Утесова в Студию с поздравлением Ю.П.Козыреву по случаю присвоения ему звания «Заслуженный работник культуры РСФСР». Утесов особенно ценил Козырева как джазового пианиста.
Тем временем, по окончании МИФИ, Юрий Козырев поступил в аспирантуру к одному из корифеев советской атомной физики академику Исааку Константиновичу Кикоину, защитил диссертацию на степень кандидата физико-математических наук и стал доцентом одной из кафедр МИФИ.
Став педагогом и ученым, половину своей жизни (точнее, первую половину каждого дня) он посвящал лекциям, семинарам, лабораторным занятиям, руководству своей научной группой, дипломникам и аспирантам. Вторая половина суток, до позднего вечера, была отдана джазу: преподаванию, руководству ансамблями и оркестром (последним — пополам с А.Козловым).
Позже Козырев говорил, что был прямо-таки по детски наивен, когда думал, что не сегодня-завтра отдаст джазовую педагогику нашим корифеям, а сам вволю будет заниматься фортепиано… Ан нет! С каждым годом его затея со школой джаза превращалась во все более крупное предприятие и роль его, как директора, становилась все более объемной и серьезной.
В 1971 году школа переезжает в только что открывшийся ДК «Москворечье» и меняет свое название: теперь это Студия Джаза «Москворечье», открытая для всех желающих, а не только для студентов МИФИ.
Около 200 студентов, 6 ансамблей и оркестр — таким стал облик СИМИ (Студии Искусства Музыкальной Импровизации). Все результаты дальнейшей деятельности Ю.П.Козырева развивались по нарастающей: к 25-летию Студии «Москворечье» число студентов достигло 600, в 1977 году была создана Детская школа импровизационной музыки, проводившиеся в ДК джазовые фестивали стали пользоваться всесоюзной и зарубежной известностью. Всего к 1992 году было проведено более 50 крупнейших фестивалей, из них 10 международных. С 1982 по 1992 годы, Студия проводила по три больших джазовых фестиваля в год: «Брызги шампанского» в октябре, «Джаз перед Рождеством» в декабре и «Ритмы весны» в мае. Завершением учебного года являлся трехдневный фестиваль в городе Пущино под Москвой в июне месяце. Шествие диксилендов, концерты, ночные джемы, «джазовый пароход» по Оке, — так заканчивала Студия учебный год!
Оглядываясь назад, трудно найти существовавший в те годы джазовый ансамбль или оркестр, который бы не был представлен на фестивалях Студии: Архангельск и Апатиты, Вильнюс, Каунас и Калининград, Кишинев, Киев, Харьков, Одесса, Ростов-на-Дону, Ташкент, Тбилиси… список городов, которые «поставляли» джаз на фестивали Студии, покрывал всю территорию СССР от Прибалтики до Приморья, от Крайнего Севера до Южного берега Крыма и Средней Азии. Из-за рубежа приезжали ансамбли и оркестры из Польши, Швеции, Дании, США, Великобритании, Югославии, Голландии… Эта огромнейшая педагогическая работа с детьми и молодежью, феерическая концертная деятельность Студии…- это есть то, чему посвятил половину своей жизни Ю.П.Козырев.
Несмотря на огромную загруженность Юрий Козырев, ухитряется участвовать в концертах. Патриарх российского и советского джаза, ударник Лаци Олах в течение восьми лет выступал вместе с Козыревым, игнорируя остальных пианистов. Также вместе с разными басистами Олах и Козырев аккомпанировали вокальным ансамблям детской школы импровизационной музыки при Студии. Многократно на фестивалях музыканты прямо «на ходу» приглашали Юрия Павловича «вклиниться» в ансамбль и сыграть несколько квадратов, заменив «штатного» пианиста.
Между прочим, один из первых «перестроечных» авторитетных американцев, президент Potomac River Jazz Club и журналист Dick Baker, побывавший на некоторых фестивалях в ДК «Москворечье» и в Пущино, так отзывался об увиденном в заокеанской прессе:…»A real high point of festival was a piano chorus by school director Yuri Kozyrev, who turned out to be a powerful, innovative, exciting player. The listening public suffered a great loss when this man turned from performing to teaching. «…
А тем временем Юрий Козырев, получив звание заслуженного работника культуры России, ухитрился стать учлетом и освоил пилотирование спортивного самолета. Удивительным образом находя время для всего, между занятиями живописью и погружениями с аквалангом, он экстерном заканчивает музыкальное училище, уже, будучи автором трех учебников («Функциональная гармония», «Введение в джаз» и «Аккордика»). Одновременно он становится автором около 200 публикаций в научных журналах и 26 авторских свидетельств, и получает звание Заслуженного Изобретателя СССР…
В 1993 году Студия переезжает под давлением чиновников из ДК «Москворечье» в помещение на Проспекте Андропова и становится самостоятельным юридическим лицом. Теперь это Московский Колледж Импровизационной Музыки. В год своего переезда Колледж был принят в члены престижной международной ассоциации джазовых учебных заведений — International Association of Schools of Jazz — со «штаб-квартирой » в Гааге. С 2000 года МКИМ входит в Европейскую Ассоциацию Педагогов Фортепиано.
Основатель Колледжа, его директор Юрий Павлович Козырев умер 31 декабря 2001 года. В этот тяжелый период коллектив уникального учебного заведения сплотился для того, чтобы не потерять огромный накопленный потенциал и продолжить дело, которому отданы десятилетия работы. Московский Колледж Импровизационной Музыки возглавила дочь Юрия Павловича Регина Юрьевна Козырева – опытный педагог и менеджер, в свое время прошедший полный курс обучения Детской музыкальной школы – студии и Колледжа. Досконально зная методику и практические наработки своего отца, она продолжает развивать уникальные идеи, позволяющие поднять на новую ступень музыкальное образование в нашей стране.